Статьи

Статьи

« Назад

«Права авторов аудиовизуальных произведений на постсоветском пространстве»  04.05.2012 19:20

 

©, Москва, 2005, ООО «Юридическое кинематографическое агентство»

 

Нами представляется краткий сравнительный обзор правового положения авторов аудиовизуальных произведений в законодательстве Российской Федерации, а также в законодательстве Республики Украины; Кыргызской Республики; Республики Беларусь; Республики Узбекистан; Республики Казахстан; Республики Таджикистан; Азербайджанской Республики; Республики Молдова; Республики Армения; Грузии.

 

Термин «аудиовизуальное произведение» в актах законодательства перечисленных государств в целом имеет схожее определение с определением, установленным в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» 9 июля 1993 года № 5351-1:

«аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

В Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» № 3792-XII от 23.12.1993 содержится определение термину «аудиовизуальное произведение» -   «произведение,    которое фиксируется  на  определенном материальном  носителе  (кинопленке, магнитной  пленке или магнитном диске, компакт-диске и  т.  п.)  в виде  серии  последовательных кадров (изображений) либо аналоговых или  дискретных сигналов, которые изображают, кодируют)  подвижные изображения  (как со звуковым сопровождением, так и без  него),  и восприятие  которого  является возможным исключительно  с  помощью того или иного вида экрана (киноэкрана, телевизионного экрана и т. п.),  на  котором подвижные изображения визуально  изображаются  с помощью  определенных технических средств. Видами аудиовизуального произведения   являются   кинофильмы,   телефильмы,   видеофильмы, диафильмы,  слайдофильмы  и т. п., которые  могут  быть  игровыми, анимационными (мультипликационными), неигровыми либо иными».

 

В вопросе об авторах аудиовизуальных произведений имеются некоторые расхождения.

За режиссером-постановщиком, автором сценария и автором специально созданного   для  этого  аудиовизуального  произведения,  музыкального произведения с текстом или без текста авторство признается всеми государствами.

Художник-постановщик и оператор-постановщик напрямую признаются авторами аудиовизуальных произведений в законодательстве Азербайджанской Республики; Республики Молдова; Республики Казахстан; Кыргызской Республики; Украины.

В соответствии с законодательством РФ, Таджикистана, Республики Беларусь, Республики Армения, Грузии художникам-постановщикам и операторам-постановщикам принадлежат авторские права на произведения, вошедшие составной частью в аудиовизуальное произведение, созданные в процессе работы над ним.

 

В законодательстве  Республики Узбекистан; Республики Казахстан; Республики Молдова; Республики Армения; Грузии  авторы аудиовизуальных произведений прямо называются соавторами, что позволят распространять на них положения о соавторстве:

«Авторское   право  на  произведение,  созданное  в  результате совместного  труда  двух  или  более  лиц  (соавторство),  принадлежит соавторам совместно,  независимо от того, представляет ли произведение неделимое целое  или  состоит  из  частей,  каждая  из  которых  имеет самостоятельное значение. Взаимоотношения соавторов могут определяться заключенным между ними договором.

Ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить использование произведения» (Закон Грузии «Об авторских и смежных правах» от 22 июня 1999 года №2112-IIс).

 

Почти повсеместно заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу  авторами  этого произведения  производителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения  аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста  аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором (Закон Республики Молдова «Об авторском праве и смежных правах» от 23 ноября 1994 года №293-XIII).

Вместе с этим законодательством Республики Казахстан, Республики Армения, Грузии предусмотрено, что заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу  авторами  этого произведения  производителю аудиовизуального произведения всех исключительных прав, а не только тех, которые указаны в предыдущем абзаце.

 

Также повсеместно исключительные права на произведение,  созданное в порядке  выполнения служебного задания (служебное произведение), принадлежит лицу, по  заданию  которого создано произведение и с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю),  если в договоре между ним и автором  не  предусмотрено иное. 

Вместе с этим, Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года N6-1 предусмотрено, что по истечении десяти лет с момента представления  произведения,  а при согласии работодателя - и ранее, автор приобретает в полном объеме право на использование произведения и получение авторского  вознаграждения, независимо от договора, заключенного с работодателем.

 

 

Касательно определения размера и порядка выплаты авторского вознаграждения за все виды использования произведений имеются следующие отличия.

Во-первых, в законодательстве многих государств отдельно выделяются условия о выплате вознаграждения композитору.

«Автор  музыкального  произведения  (с текстом или без текста), созданного специально  для  аудиовизуального  произведения,  сохраняет право  на получение вознаграждения за использование этого музыкального произведения  при   каждом   публичном   исполнении   аудиовизуального произведения, его публичном сообщении, а также сдаче внаем экземпляров аудиовизуального произведения» (Закон Азербайджанской республики «Об авторском праве и смежных правах» от 5 июня 1996 г. № 115-IГ).

Это условие, по нашему мнению, не дает оснований говорить о том, что другие авторы не имеют аналогичного права на получение вознаграждения при использовании аудиовизуального произведения.

В Законе Республики Армения «Об авторском праве и смежных правах» от 28 января 2000 года № ЗР-28 прямо указывается на то, что при публичном  исполнении  аудиовизуального произведения все авторы произведения сохраняют свои права на  авторское  вознаграждение  при каждом публичном  исполнении  данного  произведения  или  сдаче  его экземпляров в прокат.

 

Во-вторых, в некоторых государствах вознаграждение определяется в любом виде в соответствии с условиями договора  (см.  Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. № 370-XIII).

В России общим правилом является определение вознаграждения в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения.

И только если такой способ определения размера вознаграждения невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, вознаграждение определяется в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.

 

В соответствии с законодательством Республики Армении, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики, Республики Молдова запрещается без согласия автора и иного обладателя имущественных прав  уничтожение  единственного  варианта  (оригинала  или  негатива) аудиовизуального произведения (см. например Закон Кыргызской Республики «Об авторском праве и смежных правах» от 14 января 1998 года № 6).

 

В отличие от законодательства большинства упоминаемых государств законодательством Республики Армения предусмотрено, что за автором служебного произведения сохраняется право на отзыв (право  отказаться  от  ранее  принятого  решения  об опубликовании  произведения  при условии возмещения убытков (включая упущенную выгоду) лицам,  имеющим по такому  договору право   на   использование   произведения.   Если   произведение   уже опубликовано,  автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он  имеет право исключить из оборота ранее изготовленные экземпляры за свой счет).

 

 

Касательно неимущественных прав можно отметить следующее.

В соответствии с Законом Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года №726 «Об авторском праве и смежных правах» право на защиту репутации (право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения  или иного посягательства,  способного нанести ущерб чести и достоинству автора) и право на неприкосновенность произведения являются различными личными неимущественными правами авторов.

В законодательстве многих государств право на защиту репутации включает и право на неприкосновенность.

Напротив, в Республике Армения и в Республике Узбекистан защищается только право на неприкосновенность.

В соответствии   Законом Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах» 30 августа 1996 г. № 272-I:

«Автору принадлежит исключительное право на внесение  изменений  и дополнений  в свое произведение и на защиту произведения от внесения в него кем-либо без согласия автора изменений или дополнений.

При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения  внесении каких бы то ни было изменений, как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора допускается только с согласия автора.

Воспрещается без согласия автора снабжать  его  произведение  при издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями или какими бы то ни было пояснениями».

 

В заключение хотелось бы отметить законодательство Республики Молдовы, содержащее нормы о свободном творческом труде:

«(1) Свободным   художником   (композитор,   писатель,   художник, режиссер,   кинооператор)   является  лицо,  имеющее  профессиональную подготовку  и  опыт  работы   по   избранному   творческому   профилю, самостоятельно   занимающееся   интеллектуальной  деятельностью  и  не состоящее в постоянных трудовых отношениях  с  каким-либо  юридическим лицом.

(2) Профессия  свободного художника предполагает максимальную свободу    выбора    режима   труда,   отдыха и сферы применения интеллектуальных способностей.

(3) Свободный художник  имеет право  на пособие   по нетрудоспособности,  выплачиваемое ассоциацией авторов, членом которой он является.

(4) Свободный художник имеет право на государственное  пенсионное обеспечение по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством».



Новости кино

Фонд кино представляет сценарии, созданные победителями сценарного конкурса, проводящегося по поручению Министерства культуры Российской Федерации, а также иные сценарии, ставшие по итогам конкурса собственностью Фонда. Представлено 19 сценариев.

Подробнее: http://www.fond-kino.ru/news/6/487/

 

Сборы отечественных фильмов в кинотеатрах в первом квартале 2014 года обновили пятилетний максимум, следует из отчета исследовательской компании Movie Research. Доля российских картин в общей кассе достигла 34%, сразу четыре национальные ленты вошли в топ-10 лидеров проката.

Подробнее: 

http://rbcdaily.ru/media/562949991160292