©, Москва, 2005, ООО «Юридическое кинематографическое агентство»
Продюсерами и актерскими агентствами уже разработаны и предлагаются к заключению детям и их родителям различные формы и условия договоров.
Вместе с этим, считаем не лишним обратить внимание участников кинопроектов к требованиям законодательства, регулирующим данные отношения.
Участие исполнителей (актеров) в съемках кинофильмов возможно в двух вариантах: на основе трудового или гражданско-правового договора.
Это в полной мере относится и к оформлению отношений при участии детей в качестве исполнителей ролей в кинофильмах.
О трудовых отношениях.
Можно отметить сразу, что для организаций кинематографии (театров, театральных и концертных организаций, цирков) трудовым законодательством устанавливается много исключений.
О заключении договора.
Подростки (15-16 лет) могут заключать трудовой договор самостоятельно.
Ребенок, достигший 14 лет, заключает договор с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.
При этом работа должна выполняться в свободное от учебы время.
Работа до 14 лет запрещена, однако с организациями кинематографии допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра.
Если такие медицинские осмотры являются платными, то они осуществляются за счет средств работодателя.
В трудовом договоре указываются:
- фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
- место работы;
- дата начала работы;
- наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;
- права и обязанности работника;
- права и обязанности работодателя;
- характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам;
- режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
Как правило, с творческими работниками организаций кинематографии заключается срочный (т.е. на определенный период) трудовой договор.
В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.
Считаем необходимым, также указать и дату рождения ребенка.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
О продолжительности ежедневной работы.
В целом, продолжительность ежедневной работы детей не может превышать:
- в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов;
- в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
- для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа;
Для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов продолжительность ежедневной работы может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором.
Для малолетних, занятых на киносъемках, устанавливается следующая продолжительность рабочего дня:*
а) в возрасте до 8 лет - не более 2 часов;
б) в возрасте от 8 до 13 не более 3 часов;
в) в возрасте от 13 до 15 лет - не более 4 часов.
Работа малолетних (в возрасте до 8 лет) в течение указанного количества часов допускается только между 9 часами утра и 4 часами дня, а подростков (в возрасте от 8 до 18 лет) с 9 до 19 часов.
Рекомендуется устанавливать общую продолжительность пребывания малолетних и подростков на киностудии не более 4 часа в сутки.
В течение всего рабочего дня должны быть введены перерывы через каждые 45 мин. непрерывной работы и обеденный перерыв не менее 30 мин.
Время на одевание, гримирование, краткие перерывы на отдых и обеденный перерыв в продолжительность рабочего дня не включается.
Об условиях труда.
С целью охраны труда малолетних и подростков, участвующих в киносъемках, администрация обязана:
а) выделить отдельную комнату специально для ожидания и отдыха малолетних и подростков, участвующих в киносъемках;
б) для умывания и переодевания малолетних и подростков должна быть выделена специальная комната с необходимы в ней оборудованием (умывальник, полотенце, мыло, теплая вода, питьевая вода и т.д.);
в) должна быть выделена специальная уборная;
г) малолетние и подростки, участвующие в киносъемках, обеспечиваются соответствующим горячим питанием и буфетом;
д) не допускать воздействия грубых, внешних раздражителей, отрицательно влияющих на здоровье и психику малолетних и подростков.
Съемка детей до 8-летнего возраста должна производиться в присутствии одного из родителей или членов семьи, а также должно быть обеспечено постоянное наблюдение педагога-внешкольника.
Должны соблюдаться Санитарные правила и нормы "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков"[1].
Считаются опасными и недопустимыми условия труда[2]:
a) работы, при которых дети подвергаются физическому, психологическому или сексуальному насилию;
b) работы, выполняемые под землей, под водой, на опасной высоте или в замкнутом пространстве;
c) работы с опасными механизмами, оборудованием и инструментами или работы, требующие переноски или перемещения тяжестей вручную;
d) работы во вредных для здоровья условиях, при которых дети могут подвергаться, например, воздействию опасных веществ или процессов, или температур, уровней шума или вибрации, наносящих вред их здоровью;
e) работы, при которых ребенок необоснованно удерживается в помещении, принадлежащем работодателю.
Работодатель обязан провести инструктаж малолетних и подростков перед началом съемок о правилах безопасности.
О выходных и праздничных днях.
Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов в организациях, финансируемых из бюджета, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а в иных организациях - в порядке, устанавливаемом коллективным договором.
Малолетним и подросткам, занятым на киносъемках через каждые 6 дней работы должен быть предоставлен 1 день отдыха от киносъемок.
Дни отдыха от киносъемок должны совпадать с днями отдыха в школе или учреждении*.
О ночной работе.
Ночное время - время с 22 часов до 6 часов.
Дети и их родители должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Порядок работы в ночное время творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора.
Необходимо отметить, что в соответствии с положениями Конвенции МОТ № 79 1946 года о ночном труде подростков на непромышленных работах при привлечении детей и подростков в возрасте до восемнадцати лет к работе в ночное время в качестве актеров в кинематографических съемках должны быть соблюдены следующие условия:
- характер кинематографической съемки или условия, в которых она совершается, участие в представлении или в кинематографической съемке не должны быть опасными для жизни, здоровья или нравственности ребенка или подростка;
- работа не продолжается после полуночи;
- ребенку или подростку предоставляется период отдыха продолжительностью, по крайней мере, в четырнадцать последовательных часов.
О направлении в служебные командировки.
При вывозе малолетних и подростков в экспедиции для киносъемок работодатель обязан возместить:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
В этих случаях должно быть также обеспечено постоянное наблюдение за малолетними и подростками со стороны специально приглашенного педагога-внешкольника.
При вывозе в экспедицию одного малолетнего его должен сопровождать за счет работодателя один из родителей или членов семьи.*
Об оплате труда.
В части оплаты труда каких-либо исключений не установлено, регулирование осуществляется положениями главы VI Трудового кодекса РФ.
Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы.
Выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, ору单䍂쀈膂欀欀и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.
Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Трудовое законодательство не отвечает на вопрос о том, кто должен получать заработную плату - дети или их родители.
Поскольку после получения вознаграждения начинается его использование, а это уже не трудовые отношения, то считаем, что здесь должны применяться общие правила гражданского законодательства о сделках детей (подробнее смотрите ниже в разделе «О гражданско-правовых отношениях»).
О смежных правах[3].
Заключение договора между исполнителем и киностудией (продюсером) на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем прав:
1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;
2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
3) воспроизводить запись исполнения или постановки;
4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей.
На практике продюсеры стремятся получить все отчуждаемые права, принадлежащие актерам.
О гражданско-правовых отношениях.
Сразу необходимо уточнить одно положение.
На сайте Гильдии продюсеров представлен проект Типового договора с актером.
Это очень подробный и детальный договор, и трудно что-либо к нему добавить и нет оснований его комментировать.
Заметим лишь только, что продюсеры предусматривают, что актер (исполнитель) оказывает продюсеру услуги[4].
Однако Закон РФ от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает иное - заключение договора с исполнителем на создание аудиовизуального произведения.
Хотя законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона «Об авторском праве и смежных правах», сам ГК РФ не квалифицирует деятельность актеров, как оказание услуг - правила Главы 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.
Авторские договоры отделяются от гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) и в налоговом законодательстве.
В связи с этим, имеются основания применять к отношениям между актером и продюсером только положения части первой ГК РФ (о форме договора, порядке заключения и расторжения и т.д.).
О заключении договора.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки самостоятельно с письменного согласия или при последующем одобрении своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), могут заключать договоры от их имени только их родители, усыновители или опе单䍂记蕵⌀⌀когда договором с продюсером предусматривается передача исключительных прав исполнителя продюсеру, то договор может быть заключен лишь с согласия органа опеки и попечительства.
О получении вознаграждения.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами - следовательно, вправе получать вознаграждение сами.
Малолетние (в возрасте от шести до четырнадцати лет) вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и сделки по распоряжению средствами, предоставленными им законным представителем для определенной цели или для свободного распоряжения, - следовательно, вознаграждение по договору с продюсером должны получать их родители (законные представители).
Об условиях работы.
Безусловно, что и при заключении договора на создание аудиовизуального произведения, продюсер должен соблюдать правила о санитарных условиях, о ночной работе, о недопущении работы в опасных условиях и т.п.
Особенности условий об оплате и налогообложении при выплате вознаграждений будут рассмотрены в одном из следующих номеров.
Говорить о преимуществах того или иного варианта оформления отношений можно лишь при сравнении вариантов, выявляя различия и нюансы в каждой конкретной ситуации. При этом также необходимо учесть, что вероятно придется еще заключить отдельный договор с кем-либо из родителей. Соответственно следует подвергнуть юридическому анализу каждый вариант уже с учетом двух договоров.
* Здесь и далее будут использованы выдержки из Постановления НКТ РСФСР от 12 июля 1933 г. №17 «Об условиях труда малолетних и подростков, занятых на киносъемках»., а также «Разъяснения к условиям труда малолетних и подростков, занятых на киносъемках» (утв. Циркулярным письмом Министерства культуры СССР и ЦК профсоюзов работников культуры от 12.04.58 № 29-36/01 и циркулярным письмом ГК РФ СМ СССР по кинематографии от 25.04.64 № Ц-33).
[1] Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиени⠀⠀кие критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 4 апреля 1997 г. № 5.
[2] Рекомендация МОТ от 17 июня 1999 г. № 190 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда
[3] Закон РФ от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».
[4] Следует отметить, что и авторов кинофильма (режиссера, автора сценария и композитора) продюсеры видят в качестве лиц, оказывающих услуги, хотя положениями п. 1.10 и п. 2.9 Перечня документов и материалов, необходимых для решения вопроса о государственной финансовой поддержке производства национального игрового фильма (опубликовано в «Менеджер кино» № 7 (9), 2005, стр. 4) предусматривается предоставление именно авторских договоров с авторами кинофильма.
|